Бейсбол (англ. baseball, от base – база, основание и ball – мяч) – командная спортивная игра с мячом и битой. В состязаниях участвуют две команды по девять (иногда десять) игроков каждая.
Бейсбол появился в США в начале XIX века. Считается, что основой игры послужила английская игра «раундерс». Первый официальный матч был проведён в 1820 г. в Нью-Йорке.
Игра широко распространена в США, Канаде, Мексике, Латинской Америке и Карибах, Австралии, Японии, Корее и других странах. На данный момент в бейсбол играют более чем в 120 странах мира. Наиболее бейсбол популярен в США, на Кубе, в Японии, Китае и Корее. В США, Японии, Чехии и других странах распространён также софтбол — упрощённый вариант бейсбола — игра, которую можно проводить в помещении и на небольших полях. К родственным бейсболу видам спорта относятся крикет, песаполо в Финляндии, ойна в Румынии и лапта в России.
Бейсбольная площадка (рис. 1-3) – это сектор, лучи которого расходятся под прямым углом, и как бы делят площадку на две зоны: «инфилд» – внутреннее поле и «аутфилд» – внешнее поле.
Б - первая база
В - вторая база
Г - третья база
Д - питчерская горка
Е - зона для кетчера
Ж - линии фаулЗ - ограждение поля
И - зоны для бьющего
К - зона для тренера первой
базы
Л - зона для тренера третьей
базы
М - зоны для разминки
следующего бьющегопятиугольная пластина. Три «аутфилдера» (LF, CF, RF) играют за пределами «ромба». Размеры «ромба» регулируются правилами, но пространство от ромба до забора может быть произвольным и оно разное на разных стадионах.
Внутреннее поле – это квадрат со сторонами, равными 27 м 45 см. По его углам расположены так называемые базы, вокруг которых и строится игра (в переводе с английского «бейс» – база, «бол» – мяч). База, от которой против часовой стрелки ведётся нумерация остальных, называется домашней базой или просто домом. Внутри квадрата есть круг подачи, откуда мяч вводится в игру.
Суть игры сводится к единоборству двух команд, поочередно выступающих в нападении и обороне. Время поединка как таковое не ограничено; побеждает та команда, которой удается за девять иннингов (в ходе каждого иннинга соперники по одному разу играют в нападении и в обороне) совершить большее количество полных перебежек по базам и таким образом набрать большее количество очков. Ничьих в бейсболе не бывает. Если к окончанию девятого иннинга счёт равный, то назначается десятый, одиннадцатый иннинг и т. д., пока какая-то команда не выйдет вперёд. Однако может случиться, что уже к концу седьмого иннинга одна из команд будет иметь преимущество в 10 очков. В этом случае игра останавливается и объявляется победа нокаутом (термин заимствован из бокса). Иногда поединок может быть прерван после седьмого или даже пятого иннинга из-за погодных условий или наступившей темноты.
Когда команда играет в обороне, на поле одновременно находятся девять игроков. Шесть из них занимают позиции во внутреннем поле: питчер (или подающий), кетчер (или принимающий мяч в доме), игроки первой, второй и третьей баз, а также шорт-стоп, располагающийся между второй и третьей базами. Остальные три игрока располагаются во внешнем поле – справа, слева и в центре. Задача этой девятки – не допустить, чтобы игра соперника в нападении оказалась результативной.
Игра начинается с того, что питчер (рис. 4), стоящий в центре бейсбольного поля, подает мяч отбивающему (бэттеру) – сопернику из атакующей команды. На рис. 5 показан правильный хват мяча (его вес 142–149 г, длина окружности 23–23,5 см). Если игрок, принимающий мяч, его отбил и послал обратно на поле, этот игрок бросает биту и устремляется к угловой площадке – базе, чтобы ее занять. Если это удается, другой игрок из атакующей команды вооружается битой, становясь новым отбивающим.
Игрок команды защитников, в свою очередь, принимает отбитый мяч и как можно скорее посылает его партнерам, расположившимся возле баз, чтобы эти игроки смогли мячом коснуться (осалить) атакующего игрока, предупредить тем самым занятие им очередной базы и вывести этого нападающего из игры.
Задача каждого игрока из нападающей команды на начальной базе “дом” поочередно отбить поданный питчером мяч, обежать первую, вторую и третью базы и вернуться к исходной позиции на базу “дом”. В этом случае нападающая команда получает очко.
Обороняющаяся команда, естественно, стремится вывести из игры отбивающих, не дав им возможности вернуться в “дом” и заработать очко.
Матч состоит из девяти интервалов – иннингов, и в каждом из них команды меняются ролями, становясь то водящей – обороняющейся, то атакующей.
Стержень игры в бейсбол – дуэль между питчером и отбивающим (бэттером). Питчер нередко подает мяч со смещением траектории вправо или влево или же выполняет подачу с таким расчетом, чтобы мяч пересек базу “дом” гораздо выше или ниже, чем ожидается, одновременно варьируя и скорость полета мяча.
Отбивающий стоит рядом с базой “дом”, ожидая подачу. Если питчер дважды подает мяч с большой скоростью, то отбивающий вправе ожидать следующую подачу с искривленной траекторией полета. Вместо этого питчер меняет тактику и посылает мяч с меньшей силой, надеясь, что отбивающий махнет битой раньше и пропустит мяч. Это настоящая дуэль, где требуются мастерство и сообразительность.
Нетрудно понять, что питчер – главная фигура на бейсбольной площадке. Именно питчер начинает игру, и он же нередко ставит точку в матче. Задача питчера – выполнить столь мощную и столь хитрую подачу, чтобы соперник не сумел ее отбить. Мячу при этом необходимо пролететь в зоне удара, т. е. в таком пространстве, которое не должно быть выше локтя и ниже колена отбивающего, при ширине зоны, равной площадке “дом” (43 см), за чем внимательно следит арбитр. Три точных, неотразимых броска – и отбивающий из атакующей команды выбывает в аут, уступая место другому игроку. Если же, наоборот, питчер допускает в одной серии четыре неправильные подачи, то отбивающий получает право без боя занять первую базу, и эту игровую ситуацию называют “прогулкой” или “базой на болах”.
Дело в том, что мяч, поданный в зону удара и не затронутый битой отбивающего, называют “страйком”, а мяч, поданный вне зоны удара и не пораженный битой отбивающего, судья объявляет “болом”. Зона «страйка» (удара) – это пространство над домом, ограниченное верхней частью коленей и подмышками бьющего, когда он занимает естественную исходную позицию для удара (рис. 6). Если отбивающий замахнулся, но не попал по мячу, безразлично, находился мяч в зоне или нет, это тоже считается страйком, так же как и мяч, отбитый в сторону за пределы бейсбольной площадки. Если на счету отбивающего игрока уже два страйка, мяч, отбитый за пределы площадки, страйком не считается, кроме тех случаев, когда игроку обороняющейся команды удается поймать мяч на лету. Тогда отбивающий выбывает из игры. Если же мяч не пойман или падает на землю за боковой линией, следует очередная подача мяча. Если мяч летит вне зоны страйка, то судья, располагающийся за спиной кетчера, фиксирует ошибку и подает команду «Бол!». После четырех таких ошибок бьющий автоматически получает право занять первую базу. После каждой подачи судья объявляет количество болов и страйков (скажем, “два бола, один страйк”), чтобы игроки могли варьировать тактику. После трёх «страйков» бьющий выбывает из игры или, согласно бейсбольной терминологии, оказывается в ауте. Бьющий выбывает из игры также в следующих случаях: если ему удастся нанести удар, но полевые игроки обороны сумеют поймать мяч с лета; если мяч после удара коснется земли, но будет пойман и прибудет на базу раньше, чем сам бегущий.
Рис. 7. Отбивающий (бэттер)
Питчеру для выполнения своих весьма ответственных задач необходимы хорошее телосложение, крепкая мускулатура и немалый запас энергии, чтобы подавать мячи по надлежащей траектории с необходимой скоростью. Очевидно, что питчер должен быть абсолютно уверен в том, что именно благодаря его подачам игрок команды противника будет выведен в аут.
Немаловажно для команды защитников (водящих) иметь ловкого, сообразительного кетчера, т. е. игрока, который стоит на площадке “дома” за отбивающим, ловит пропущенные им мячи и возвращает эти мячи своим товарищам, а случается, и сам участвует в осаливании игроков. Представьте себе хоккейного голкипера, которого непрерывно обстреливают с “пятачка”, и вы поймете, что испытывает кетчер. Его промашки чреваты серьезными неприятностями: пока кетчер не подберет улетевший мяч, соперники в безопасности перебегают от базы к базе, набирая драгоценные очки. В этой связи кетчеру необходимо предвидеть, какую подачу из своего арсенала выберет питчер, и, разгадав этот вариант подачи, поймать мяч. Поэтому кетчер перед подачей особыми, неизвестными игрокам соперничающей команды способами дает знать питчеру, как нужно действовать, и обычно питчер следует этим советам. Кетчера, как правило, отличает умение ловить за “домом” различные виды подач и бросков, принимать некоторые удары в поле и точно делать броски на базы. У кетчера обычно высокий рост, обеспечивающий значительный радиус для приема бросков. Кетчеру нужны также крепкие руки, хорошая координация движений и смекалка, чтобы быстро решать, когда, например, перехватить бросок с внешнего поля или же на какую базу бросить мяч после приема укороченного удара (“подставки”).
Что касается остальных водящих (защитников), то игроку у второй базы необходимо быстро перемещаться по обе стороны своей позиции, а также обладать немалой ловкостью, чтобы выполнять быстрые и точные броски из любого положения.
Игроку у третьей базы тоже приходится действовать быстро, чтобы ловить мячи, оказывающиеся в пределах досягаемости. Для этого необходимы смелость, чтобы блокировать корпусом сильные, резкие удары, направляемые в его зону (если нет возможности обычным путем принимать мячи), а также ловкость, чтобы, вовремя подобрав мяч, отправить в аут отбивающего на первой базе.
Спортсмен, выполняющий обязанности шорт-стопа, занимает важную оборонительную позицию, и поэтому для него характерны быстрота перемещений, ловкость, точность броска с различных позиций. Этому игроку невозможно обойтись без решительности и умения принимать разные удары, какими бы трудными они ни оказались, а также без сообразительности и хорошей реакции.
Что же касается водящих игроков внешнего поля, то им необходимо точно принимать мячи, делая при этом быстрые рывки, следует также обладать способностью предугадать характер удара в момент замаха бьющего и, в свою очередь, применять сильный удар.
Лучший из тройки игроков внешнего поля находится в центральной зоне и активно перемещается, прикрывая тем самым значительную часть площадки. Для него характерна готовность быстро бежать в любом направлении, чтобы поймать мяч.
Что же касается команды нападения, то атакующий игрок, находясь на площадке “дом”, отбивает битой мяч и устремляется вперед к новой базе. Водящие игроки стремятся перехватить атакующего, и это лучше всего получится, если поймать “свечу”, т. е. не дать отбитому мячу приземлиться, ибо в таком случае атакующий автоматически выбывает из игры.
Примчавшись на базу, т. е. “взяв” ее, атакующий дожидается подходящего момента, чтобы помчаться к следующей базе, а за ним уже бежит его партнер по команде. Однако на очередной базе атакующий игрок может находиться лишь в единственном числе, а это означает, что партнерам по нападению необходимы осмотрительность и согласованность действий, особенно при перебежках.
На базах атакующий находится в безопасности, но если вне базы до него достанет мячом обороняющийся игрок, то нападающий выбывает из игры. Бегущий к базе игрок выбывает из игры и в том случае, если полевым игрокам обороняющейся команды удастся в воздухе поймать отбитый мяч, если даже этот мяч пойман за боковой линией поля. Игрок, обежавший все четыре базы, приносит своей команде одно очко, однако он может и “сгореть”. Если это произошло с тремя игроками атакующей команды, которые по бейсбольной терминологии оказались в ауте, нападающая команда отправляется водить, т. е. выполнять роль защитников. А у них свои трудности. В обстановке, когда в атаку рвутся трое или четверо соперников, приходится мгновенно решать, кого в первую очередь осаливать, и не отступать от намеченного.
После того как выбывают три игрока нападающей команды, соперники меняются ролями. Таким образом, каждый бейсболист должен уметь не только на бегу ловить и передавать мяч, но и хорошо владеть битой.
Результативная атака начинается тогда, когда бьющий наносит удар, позволяющий ему добежать до базы (как правило, сначала до первой, но бывает, что сразу до второй, а иногда и до третьей) раньше, чем обороняющиеся доставят туда мяч. С каждым последующим удачным действием партнеров или благодаря ошибкам соперников он продвигается с базы на базу. Если ему удается побывать на всех базах и вернуться в дом, то его команде засчитывается очко.
Удар, который позволил бьющему занять базу, называется хитом. Соответственно, если бьющий после своего удара смог добежать до 1-й базы, хит называют однобазовый, если до 2-й базы – двухбазовый и т. д. Если бьющий сможет ударить так, что, мяч, не касаясь земли, перелетит все поле и улетит за забор, то такой удар автоматически приносит команде очко (или даже сразу 2-4 очка, если кто-то из партнёров к моменту удара уже занимал базы), такой удар называется хоумран (homerun).
Команды продолжают меняться местами пока каждая команда не сыграет в нападении 9 раз (9 иннингов). Команда с наибольшим количеством очков побеждает. Ничьих в бейсболе не бывает – команды просто играют ещё один иннинг и если счёт по-прежнему ничейный, то – ещё один и т. д. средняя продолжительность бейсбольного матча 2,5-3 часа.
В игре используется следующий инвентарь:
Мяч - состоит из нескольких частей: внутри находится маленький каучуковый шарик, обмотанный войлочными нитками, пропитанными клеем. Снаружи все это обтянуто кожей. Мяч довольно твердый, вес мяча порядка 150г, диаметр порядка 7см.
Биты - бывают нескольких типов: деревянные и биты из различных сплавов . Биты различаются по весу и диаметру.
Ловушки - у каждого игрока есть своя ловушка, которой он ловит мяч во время игры. Ловушки бывают различной формы, в зависимости от того на какой позиции играет игрок. Самая интересная экипировка у кетчера. Она состоит из: наколенников, нагрудника, маски шлема и специальной "толстой" ловушки. Такая аммуниция предохраняет его от случайных травм. Ловушки выбираются в зависимости от того, какой рукой игрок бросает мяч. Например если игрок бросает мяч правой рукой, то ловушка у него на левую руку. Игроки отбивают мяч слева или справа, кому как удобнее.
И то, что время игры не ограничено, как, скажем, в футболе или в баскетболе, способствует увлекательности бейсбола. Важно и то, что это демократичная игра. Баскетболисту для успеха необходим высокий рост, футболисту – крепкое телосложение, но в бейсболе блистали низкие и высокие, худые и толстые, подвижные и медленные игроки. В 40-х годах на бейсбольных полях, например, довольно долго и успешно выступал однорукий профессионал.
Бейсбол, как отмечают многие специалисты и знатоки этой игры, требует не только быстроты и силы, но также ума и сообразительности. Игра эта хотя и командная, все же исход соревнования зависит от действий отдельных игроков. Ход поединка может резко измениться из-за единственной подачи, одного перехваченного мяча или неудачного замаха битой. Восемь игроков за спиной питчера и восемь игроков из команды отбивающего, ожидающих своей очереди взять биту в руки, представляют собой всего лишь фон в тот момент, когда питчер посылает мяч со скоростью 150 км/час. Отбивающий располагает всего тремя десятыми секунды, чтобы решить – отбить или пропустить мяч. Иначе говоря, хотя бейсбол требует слаженных действий, тем не менее эта игра состоит из индивидуальных действий двух-трех игроков.
Бейсбол в противоположность европейскому футболу отличается короткими взрывами активности и долгими перерывами, когда кажется, что ничего не происходит. Как сказал один из американских писателей, вся прелесть бейсбола в уравновешенной пропорции между действием и паузами. В этом одна из его основных привлекательных сторон. Перерывы между иннингами дают отдых после бурных переживаний, они приятны и приносят успокоение. Существует установившаяся традиция, известная как разминка седьмого иннинга, когда болельщики встают со своих мест и потягиваются, а команды в это время меняются местами.
Бейсбольное время во многом зависит от питчера. Люди, которым нравится, когда от них что-то зависит, часто становятся питчерами. Кетчер свободной рукой быстро показывает питчеру, какую делать подачу – сильную, скользящую или вовсе неожиданную. Палец кетчера, обращенный внутрь, наружу, вверх, вниз, дает понять, как бросить мяч по отношению к базе.
В свою очередь, хороший отбивающий предугадывает траекторию мяча, когда тот вылетает из руки питчера, и, расшифровывая полет, оценивает положение игроков внутреннего поля в считанные доли секунды, за которые мяч долетает до него.
Судить бейсбольные матчи не легче, чем играть, а может быть, и труднее. Ведь только в бейсболе судья обладает правом брать после спорных моментов перерыв, чтобы свериться с правилами, малость поразмыслить и затем объявить свое решение.
Полная драматизма игра в бейсбол не прекращается до последней минуты, пока имеется какая-либо надежда на поворот событий.